Об авторе
Curriculum vitae
Персональные выставки
Произведения в коллекциях
музеев и галерей
Частные собрания
Монументальные
произведения
Участие в симпозиумах
Публикации, пресса,
телевидение, радио
Автобиография в духе
Художник и искусство
Творческий компендиум
Дополнение 2001
Дополнение 2005
Искренность утопична
О памятнике
Ф.М. Достоевскому
О памятнике
медицинской сестре
 
Вечный путь. 1979. Бронза, гранит. 80x25x55 см
 
Творческий компендиум
 

Символ эстетически ценного пространства — спираль, в импульсивном ритме (зигзаг) расходящаяся кратером вверх. Устремленность вверх — как ценность. Но это не абсолютная ценность вертикали и горизонтали Креста. Пластика тела скульптуры, устремленного вверх, в наклонном, подчеркивающем преодоление движении ввинчивается в растущее и расширяющееся пространство мнимого кратера-космоса. Символ тяги временного и преходящего к вечному и совершенному. Детали подчинены движению основной пластической массы в восходящей кривизне пространства — главной эстетической ценности композиции.

О каком состоянии души по преимуществу свидетельствует этот образ? — Души, не укорененной в Духе, мятущейся (движение), склонной к насилию над собой и другими (преодоление), испытывающей тоску по возвышенному (в восходящей), в постоянном нервном напряжении (кривизне пространства), но по-своему цельной и гармоничной (основной пластической массы — тела скульптуры) («Иоанн Креститель», 1977; «Ступени», 1978; «Собор», 1978; «Концерт С. Рихтера», 1979; «Ферапонтово», 1979; «Раскрытие», 1979; «Вознесение», 1980; «Вечный путь», 1980; «Памяти А. Рублева», 1982; «Преображение», 1983; «Космос», 1985; «Мечта», 1986; «Бегущая по волнам», 1994).

Постепенно усиливается ощущение необходимости присутствия в композиции центра в виде личностного начала, из которого эманирует пространство-кратер. Центр может быть расположен в любой точке этого пространства, но всегда его творит и в нем доминирует. Ведь личностное начало больше всего и нуждается в этической и эстетической гармонии, и есть ее непременное условие («Память», 1988; «РIЕТА», 1990; «Вечный путь», 1995; мемориальные доски художнику В.А. Фаворскому и поэту-мыслителю Д.Л. Андрееву, проект памятника Ф.М. Достоевскому, 1997).

Все более внятным становится высокое содержание иконы-образа. Духовная дистанция между ликом и реалистическим портретом — это дистанция между образом жизни монаха-иконописца и светского художника. Осознание этой дистанции дало понимание границ собственного творчества. Помогло спокойно сосредоточиться на доступных уровнях личности в искусстве — реалистическом портрете, натурном этюде, рисунке. Это совпало с возвращением статуса ценности фактам обычной жизни. Однако без отказа от прежних обретений и в надежде на синтез (серия натурных этюдов, рисунков, портретов 1985–1995 гг. и далее).

Проект памятника В.С. Соловьеву предполагает символизацию духовного зрения, наполняющего личность философа и связанную с ним и его творчеством общественную мысль. Божественный свет, отраженный в учении В.С. Соловьева и наложивший определенную печать на его облик, символизируется в портретном изображении, которое является как бы частью креста и находится в композиционной связи с разомкнутым вовне архитектурным пространством памятника. Пластичность (=«преходящность») ограничена онтологической вертикалью креста.

Так как же все-таки с местом? (Риторика — инструмент самопознания.) А вообще-то, искусство надо смотреть.

Валерий Евдокимов
(Журнал «Волшебная гора». Москва, 1995, №3)