«...Прекрасное в античном
понимании как глубоко внутреннее,
высокоэтичное — этос».
А.Ф. Лосев
Эстетически значимое явление возникает как модель одухотворения
— единственно возможной формы жизни.
* * *
Иерархическая связь значений — неустранимый духовно-символический каркас творческого события. Его эстетическое богатство и сложность всегда соответствуют глубине его этического смысла.
* * *
Любой творческий процесс есть нравственный процесс и наоборот.
* * *
Творчество и нравственность взаимосвязаны генетически через жертвенность, которая лежит у их истоков, обнаруживает связь гениальности и святости, коренится в жизни обыденного сознания как его основное этическое действие.
«Гений и злодейство несовместны».
Одновременно.
* * *
Истинное переживание прекрасного всегда нравственно. В этом смысл художественного творчества. В мире природы красота существует как чувственно привлекательный объект. По мере того как развивается внутренняя жизнь человека, каждое движение его души становится все более нравственно окрашенным. Это новое измерение переживания возникло вместе с человеком и для него жизненно необходимо.
* * *
Эстетическое чувство проявляется как форма благоговения перед жизнью. Красота и знание существуют лишь в нравственно выстроенном пространстве, вне которого невозможна сама жизнь человека. Красота участвует в спасении мира.
* * *
Ход истории неидентичен нравственному прогрессу и напоминает перипетии отдельной судьбы. Остаются некоторая непредсказуемость и тайна будущего.
* * *
Генетическая взаимосвязь творческого и нравственного процессов говорит об их сходном протекании и одновременном осуществлении. Ключевое место в картине произрастания как нравственных, так и творческих сил человека занимает смена состояний взлета, падения и искупления. Переживание этих состояний присутствует в творческом акте, наполняет всю личную жизнь человека, жизнь социума, историю.
* * *
Наша личность воплощается в нашем творчестве этикой нашего прекрасного.
Валерий Евдокимов
Сентябрь, 1993–июль, 2005 |