2. Гуманизированное пространство
Формализацией
пространства и материала авангардные течения
первой половины ХХ века завершили интерес изобразительного
искусства к видимому физическому миру как к
главному сюжету произведения.
Новое открытие
композиции строя иерархически ориентированных
элементов художниками русского авангарда (Татлин,
Малевич и др.) не было реализовано в искусстве
следующих поколений.
Развитие идей
авангарда к настоящему моменту завершилось акцией,
перформансом, в которых проблема иерархической
символизации пространства как принципа его организации
практически осталась не затронута.
Прежний компас
— религиозное мировоззрение — утрачен сегодняшним
секуляризированным обществом, но потребность
иметь такой компас осталась. Она заложена
в человеке биологически и духовно.
Высоким примером
гуманизированного, а точнее спиритуализированного
(одухотворенного), пространства остается Храм.
Спиритуализированное пространство Храма, его
восходящие вверх формы поддержаны каноническими
изображениями, пластически вторящими движению
архитектуры.
Дефицит духовно-иерархически,
символически выстроенного пространства сегодня
продолжает ощущаться как в изобразительном искусстве,
так и в архитектуре и требует внимания.
Проект ставит
целью, в качестве первого шага на этом пути,
ограниченную задачу — изменение существующего
(конкретно или теоретически) интерьера с подчинением
его пространства созданной и установленной в
нем скульптурной композиции так, что ее пространственные
и векторные характеристики находят отражение
в новой архитектуре данного интерьера либо
в создании архитектуры нового интерьера.
Предполагается
нанесение на формы возникшего интерьера различных
проекций скульптуры или проекций ее фрагментов.
Измененные формы интерьера могут иметь геометрический
и/или органический характер, а также взаимодействовать
с уже имеющимися конструкциями, включая их в
свою структуру.
Замысел проекта
состоит в создании более комфортного восприятия
эмоциональной и интеллектуальной составляющих
центрального смыслообразующего произведения,
чем это обычно бывает в условиях выставки или
музея.
Возникающая
ситуация может учитывать функциональные задачи
помещения и стать его символом.
Скульптура
и макет интерьера создаются как единый проект
и как самостоятельные произведения. Возможно
экспериментальное осуществление нового интерьера
из легких материалов в натуральную величину.
Параллельно
создается компьютерная версия проекта.
Валерий Евдокимов
Москва, июнь 2004 г. |