Статьи
Аннотация к персональной
выставке 1981 г.
О завершении и незавершенности
Краткая аннотация к
персональной выставке 1992 г.
Два пространства
Этика прекрасного
Конкурсный проект для
участия в работе Международных
мастерских Реколле в 2005 г.
  1. Авангард сегодня
  2. Гуманизированное
пространство
Способность просветлять
Движение диагонали
Творческое кредо
О неполноте творческого акта,
жертве и самосознании
в инобытии
Об искусстве и жизни
Кодекс пластики и пространства скульптурной композиции
Эволюция русской идеи
в изобразительном
искусстве XII–XIX веков
Русская идея в настоящем
и будущем
Статьи других авторов
Этика пластической формы
в скульптуре В.А. Евдокимова
Скульптура как иконический
опыт: к проблематике
художественного образа
Скульптура Валерия Евдокимова
Искусственная игра
Михаил Селезнев о Валерии Евдокимове
Олег Комов о Валерии Евдокимове
Петр Баранов о Валерии Евдокимове
Портрет — слияния форм
Фрагменты статьи Ольги Костиной
Фрагменты статьи
Сюзанны Серовой
Комментарий к эскизу памятника русскому философу В.С. Соловьеву
В поисках самого себя
С думой о времени
Духовное беспокойство
Mystery of Art. Сергей Орлов
Мастер. Валерий Малолетков
Академия художеств представляет…
Mystery of Art. Любовь Евдокимова
 

Комментарий к эскизу памятника
русскому философу В.С. Соловьеву

Фрагменты

 

Как пластически передать душу, дух и тело величайшего русского мыслителя, который своим творчеством создал в отечественной философии себе «памятник нерукотворный»? Как в камне или металле выразить, сделать оттиск того необычного интеллекта, который столь противоречиво являл себя людскому взору в бесконечно более пластичном, живом теле самого философа? Какой эпизод из небольшой по времени творческой эволюции предпочесть всем остальным? Какими выразительными средствами лучше всего объяснить феномен Соловьева, до сих пор продолжающего оказывать значительное влияние на русскую культуру? Изобразить его внимательно читающим труды выдающихся философов и богословов? Но этот классик, поражающий современников своей эрудицией, еще более поражает нас объемом им написанного! Сидящим за письменным столом? Но он не был кабинетным мыслителем! Не любил он сидеть за письменным столом, писал быстро, а планы всех своих работ разрабатывал вплоть до мельчайших деталей между делом, которого у него, в общем-то, и не было, а было своего рода «праздношатание». Соловьев по своему образу жизни — странник. Изобразить его пилигримом, бродящим то в окрестностях Каира, то по литературным салонам или трущобам российской столицы? Все эти и многие другие моменты проявления духа, метания тела важны для понимания творчества Соловьева, все эпизоды его жизни характеризуют нам его выдающуюся личность и, в силу своей одинаковой значимости, безусловно требуют эстетического соприсутствия при художественном изображении, подобно клеймам жития на иконах, одновременно повествующих о разновременных деяниях подвизавшейся в стяжании Св.Духа персоны. Тем не менее, от них можно и нужно отказаться, хотя для пластического искусства они являются наиболее удобной точкой опоры.

 
Проект памятника-бюста В.С. Соловьеву. 2008. Бронза, гранит. 47,5x18x20 см
 

Скульптор Евдокимов в своем эскизе памятника русскому философу решил отказаться — в далее оговариваемых мною границах — от тела мыслителя и связанного с ним предметного, тленного мира, отказаться от динамики тела, отказаться настолько, насколько это возможно, чтобы остаться при этом в границах пластики, требующей полноценной объемности выражения внепространственной идеи, требующей трехмерности пространства, благодаря чему в момент созерцания создается необходимая для человеческого разума иллюзия постоянного присутствия вневременного в нашей повседневности, благодаря чему искомое эстетическими средствами метафизическое живописует статику «физического», одухотворяет инертную плоть (неживую материю) — художественный символ некогда живого, физического лица, символизирующего собой целую эпоху в эволюции духа, личности, приблизившей нас к решению самых сложных метафизических проблем.

Отказ от телесности, от тела, от физиологии, от «физики» означает эстетическую редукцию человеческого тела до бюста, а в иных случаях — при подобающем контексте — и до головы. Голова как объект эстетических манипуляций безусловно обладает способностью представлять нам всего человека. Подчеркивая ее выразительность и самодостаточность при решении любых эстетических задач, можно сказать, что она есть тот необходимый минимум телесности, в котором сосредоточен максимум духовности.

Василий Ванчугов
(Журнал «Волшебная гора». Москва, 1995, №3)